Николай ГРИЦАНЧУК

Проект «С названием»

Нам было трудно определиться с названием проекта в силу того, что любое именование, особенно исчерпывающее, не только конкретизирует смысл, сюжет, формы происходящего, но и неизбежно обедняет его содержательную часть за счет потери части ассоциативных, контекстных связей и смыслов. Художник, испытывая затруднения с выбором названия картины, обычно именует ее «Без названия». Тем самым он дает понять, что картина может быть названа одним из множества названий, предложенных любым из зрителей, - или всеми названиями сразу. Свое право именовать художник передает зрителю, надеясь, что он, внутренне, для себя, именуя произведение, проникнется переживаниями и мыслями автора, сделает их «своими». Наш собственный проект назван «С названием». Название как бы приглашает зрителя точнее прочувствовать содержание вложенное художником в картину и совпасть с ним в возможном названии. Одна из предполагаемых целей проекта - попытка соотнести максимальную интертекстуальность данных художественных произведений с имеющимися формальными ограничениями. Что имеется в виду - поясню на примере.
Одна из моих работ, выставленная в 2004 году в Зверевском центре современного искусства в рамках проекта «Платформа», так и называлась «С названием». Это был небольшой холст на подрамнике, заклеенный бумагой. В свою очередь к ней был приклеен ярлык, где сообщалось потенциальному зрителю, что содержательная часть работы (пока скрытая), возможно, будет размещена на специально созданном для этой цели сайте, доменное имя еще не существующего сайта также было указано. Таким приемом носитель и сообщение разделялись во времени и пространстве, что в реальной жизни мы наблюдаем довольно часто – от игры в лотерею до рождения ребенка. Своего рода аналог физического принципа неопределенности в изобразительном искусстве, указание на вероятностный характер любого творческого процесса, на важную роль импровизации и случайности. Кроме этого, на более длительном временном промежутке, все упомянутые черты в совокупности можно рассматривать как одну из форм интертекстуальности, определенного, стабильного и продуктивного состояния культуры. Значит, и наш проект - развитие, составляющая более обширной темы.
Визуальную часть проекта составляют работы из нескольких различных серий, но объединенных общим подходом. Изначально на части работ можно было увидеть плоды. Например, груши. Груши не случайно – контуры фигур на рублевской «Троице» напоминают именно груши. В данном случае плоды, в зависимости от прочтения, помимо троицы символизируют цифру 3, треугольник Фреге, триады, три первоэлемента – воду, землю, воздух и т.д. На следующем этапе работы, поверх первоначальных изображений, холсты были записаны символическими пейзажами и фигурами (ню). В жанре ню предпочтения отданы мифическому, цветному, чувственному восприятию женского тела в противовес анатомии и жестким соотношениям. На пейзажах – пограничье или смешанные среды - вода, небо и земля (море, горы, побережье, Венеция). Каждому пейзажу соответствует устойчивые и конкретные культурологические понятия (концепты) – центр, периферия, небесное, земное, верх, низ и т.д. Венеция (эпитема) - уникальное явление, принадлежащее сразу трем средам - земле, воде и воздуху. Написанию ряда работ предшествовали фотографии. Фотография – как взгляд другого, уже отграниченная им часть мира. Собственное восприятие и живописное художественное отражение этой части художником - попытка «выделить» и сделать зримым тот «довесок», который воспринимается как результат творчества. В целом, в данном проекте, многое определяет более общая позиция художника: автор использует возможности живописи, основанные на линии, цвете, форме, активно работает с современными технологиями и материалами, социокультурными явлениями и культурологическими теориями, исследуя и представляя в художественной форме актуальные темы, сюжеты и «тексты». С точки зрения художника, образная составляющая произведения искусства может и, при необходимости, способна существовать самостоятельно даже при отсутствии разъясняющих или комментирующих текстов. Произведение изобразительного искусства воспринимается зрителем в целостной полноте, одномоментно, либо эмоциональному отклику предшествует фаза осмысления и анализа.

На заключительном этапе картины разместятся и будут работать не только в выставочном пространстве, но и в пространстве действия. Такого рода пространство поможет в полной мере восстановить и выявить художественный, культурологический, социально-экономический контексты представленных работ. Об экономическом контексте мы говорим не случайно. Картины рассматриваются не только как носители «изотем» (Ю. С. Степанов) – воображаемых линий, отражающих существующие связи между понятиями, терминами, концептами из различных областей гуманитарной науки, но и как носители «эпитем» (Н. И. Грицанчук) – ментальных точек пересечения изотем, отражающих существующие и возможные связи между понятиями, терминами, концептами науки, техники, искусства, бизнеса, политики. Одно из возможных определений культуры - интертекстуальное, контекстное существование изотем. В семиотико-культурологическом значении необходимость возникновения и область приложения термина «эпитема» обоснована в статье «Наука. Культура. Опыт моделирования». Картины, и связанные с ними акции, в совокупности, и средство, и инструмент, и повод для совершения определенных действий в области современного искусства. То есть, созидающая экономическая деятельность, например банковская деятельность, рассматривается как одна из форм современного искусства – искусство действия, искусство демонстрации. Банк, как структура, и работающие в нем люди - не только социально ответственный «корпоративный гражданин», но и «корпоративный творец», плодотворно работающий в сфере искусства.
Как видим, наш проект прочитывается и воспринимается по-разному в зависимости от точки входа в него. Проект - это моделирование поиска и прочтения еще не выявленных, утерянных или намеренно скрытых текстов; определенная конфигурация взаимосвязей между изотемами, эпитемами, действиями из различных областей культуры, науки, бизнеса; и, надеемся, в случае отсутствия комментирующего текста, просто качественная, интересная живопись.

КАРТИНЫ НИКОЛАЯ ГРИЦАНЧУКА В STEPANOFF-GALLERY