Сайт www.clubochek.ru, (Арома Булатова), 15 апреля 2012 г.
Сайт www.clubochek.ruФестиваль Хлебникова-2012 12 апреля 2012 года. Казань. Открытие первого Международного фестиваля имени Велимира Хлебникова "Ладомир".
Отступая от рамок репортажа, напишу просто, что запомнилось. Запомнился круглый стол "Самовитое слово в XXI веке". На стоящих вкруговую стульях и диванчике чуть поодаль – около 20 человек. Среди них – гости фестиваля Евгений Степанов, Андрей Новиков, Арсен Мирзаев, Амарсана Улзытуев, казанская ведущая и организатор праздника Лилия Газизова, местные литераторы, в числе которых Эдуард Учаров, Айрат Бик-Булатов, Галия Зайнуллина, журналисты. Запомнилось ёмкое слово Евгения Степанова, генерального директора издательства и типографии "Вест-Консалтинг", издателя и главного редактора журналов "Дети Ра", "Футурум АРТ", "Зинзивер" и др. Евгений замечательный рассказчик. Невероятно интересно было слушать о роли хлебниковской поэзии в современном литературном мире, о ведущих "велимироведах", о том, что Хлебников – пророк – опередил своё время, предсказав в своём наследии и революцию, и архитектуру современного города, и появление Интернета. Молчаливый, Хлебников тем не менее был одним из немногих, кто мог дать отпор Маяковскому, любившему подшучивать и поддевать Виктора (Велимиром он назвал себя чуть позже). В частности, Евгений рассказал о таких обменах любезностями между двумя поэтами: "Каждый Виктор мечтает стать Гюго", – как-то заметил Маяковский в сторону Хлебникова, на что тот ответил: "А каждый Вальтер мечтает стать Скоттом". В другой раз Маяковский говорил: "В России таких, как я – только один человек". "А таких, как я, больше нет", – парировал Хлебников. Прозвучало знаменитое хлебниковское: Крылышкуя золотописьмом
Тончайших жил, Кузнечик в кузов пуза уложил Прибрежных много трав и вер. "Пинь, пинь, пинь!" - тарарахнул зензивер. О, лебедиво! О, озари! Хлебников разнообразен и неисчерпаем: кажется, что мы прочитали всего Хлебникова, но на самом деле его наследия нам хватит ещё на много столетий, подытожил Евгений.
Эй, молодчики-купчики,
Ветерок в голове! В пугачёвском тулупчике Я иду по Москве! Запомнился автор многочисленных стихов, эссе, статей Арсен Мирзаев, который принимал участие в создании питерского литературно-художественного журнала "Сумерки". На конференции, посвящённой 100-летию Велимира Хлебникова (1985) именно он предложил устраивать ежегодные Хлебниковские чтения.
Любопытная деталь: и Евгений Степанов, и Арсен Мирзаев – лауреаты Отметины имени Отца русского футуризма Д.Д. Бурлюка. Эта награда была учреждена "Академией зауми", президент которой Сергей Бирюков должен приехать из Германии на закрытие фестиваля 15 апреля. Запомнился Амарсана Улзытуев – главный редактор и учредитель журнала "Священный Байкал", как продолжатель восточных мотивов в творчестве Хлебникова, бывавшего в Баку, Азербайджане и Персии. Именно Улзытуев первым опубликовал в печатном издании стихи Хлебникова вместе со стихами так называемых "будетлян" (куда входил и сам), последователей творчества великого поэта. После обеда – уже в Доме Аксёнова – состоялось торжественное открытие фестиваля. С удовольствием послушала выступления уже знакомых Евгения Степанова, Арсена Мирзаева, а кроме того, главного редактора журнала "Казань" Юрия Балашова и зам. главного редактора российского журнала "Юность", критика Игоря Михайлова. Юрий Балашов, приветствуя участников фестиваля, поделился своими переживаниями по поводу судьбы университета, студентом которого являлся Велимир Хлебников (которого, кстати говоря, с Казанью связывают целых 10 лет – с 1898 по 1908 годы) и он сам, и рассказал о недавнем случае, когда его, предъявившего на входе корочки главного редактора журнала "Казань", не пустили в университет, требуя исключительно паспорт. Интересно, а пустили бы сейчас в это священное здание самого Велимира с котомкой стихов за спиной? В перерыве была представлена выставка художника из Улан-Удэ Аркадия Перенова, картины которого, выполненные в технике витраж, монотипия (тушь, перо, акварель), явились своеобразным откликом на творчество Хлебникова. Презентацию журнала "Современная поэзия" и его книжной серии провели москвичи: главный редактор журнала и редактор портала "Литафиша" Андрей Новиков и поэт, критик, ответственный секретарь журнала Андрей Коровин, организатор многих крупных литературных проектов, также редактор портала "Литафиша". Журнал "Современная поэзия" до 2003 года существовал только в электронном виде и до 2006 года назывался "Сетевая поэзия". Как признался Андрей Новиков, журнал носит демократический характер, и если цель "толстых" журналов – "не пустить автора", то здесь – наоборот, предоставить площадку многим и многим непризнанным пока мастерам слова. Было анонсировано "пятикнижие" – первый выпуск новой библиотечки журнала, куда вошли поэты Юрий Коньков, Анна Логвинова, Илья Леленков, Дмитрий Тонконогов, Олег Шатыбелко. Стихи юной Анны Логвиновой представила поэтесса из Подольска Ганна Шевченко. Но больше всего меня поразило исполнение Андреем Коровиным стихотворений Валерия Прокошина (1959-2009) из новой книги "Ворованный воздух" библиотечки журнала "Современная поэзия" (2012). В последние годы жизни (автор был болен раком) "ворованный воздух" для него был единственно возможным способом дыхания. Сад осенний, сад вишнёвый, сад больничный –
То ли Чехов, то ли Бунин & Толстой. Разговаривать о Боге, как о личном, С пожилою, некрасивой медсестрой. Вдруг сравнить себя с собакою на сене – Между ангелом и бесом… А вокруг Сад вишнёвый, сад больничный, сад осенний По библейски замыкает ближний круг. Вот и бродишь в нём почти умалишённый С продолжением истории простой: Сад больничный, сад осенний, сад вишнёвый – Гефсиманский, год две тысячи шестой. Возвращаясь с первого дня фестиваля (следующие два дня он пройдёт в Елабуге, после чего состоится закрытие в Казани 15-го числа), я думала…нет, не о важности вот таких фестивалей – пусть об этом напишут профессионалы умными словами, – а о том, что уносишь в сердце с каждой новой творческой встречей. И почему потом ищешь в сети стихи Прокошина и заново перечитываешь Хлебникова…
12 апреля 2012
Арома Булатова
|
||